Возбуждение уголовного дела по наркотикам
Из 25 720 уголовных дел, возбужденных в 2019 году в отношении неустановленных сбытчиков наркотических и психотропных веществ, в суд было направлено только 23 уголовных дела, причем по 3 делам обвиняемые потом были оправданы. Плохо работают или ждут, когда продавцы сами придут? Может лучше их не считать и не возбуждать уголовные дела, ведь такая статистика показывает неэффективность деятельности полиции в этом направлении?
После дела журналиста Ивана Голунова, когда последнему сами полицейские подбросили наркотики, возбудили уголовное дело за попытку сбыта наркотиков, заключили под стражу и лишь после возмущения и поддержки журналистского сообщества разобрались, что, оказывается, наркотики-то подброшены, депутаты Государственной Думы, чтобы снизить возмущение общества преступной деятельностью полицейского ведомства, в целях обеспечения защиты прав граждан путем усиления их правовой защищенности от необоснованного вовлечения в доследственные проверки и расследования уголовных дел, возбужденным при отсутствии достаточных сведений о фактах незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предложили дополнить Уголовно-процессуальный кодекс РФ в статью 146 частью 6 (ч.6 ст.146 УПРК РФ), согласно которой уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 2281 и 2284 Уголовного кодекса РФ по незаконному сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические или психотропные вещества не могут быть возбуждены:
- при отсутствии данных о виде, массе и наименовании указанных средств, веществ, растений;
- при отсутствии достаточных данных, указывающих на их передачу другим лицам.
В пояснительной записке к законопроекту отметили, что на практике возбуждение уголовных дел по признакам статей 2281 и 2284 Уголовного кодекса РФ в отношении неустановленных сбытчиков наркотиков при отсутствии данных об их виде, массе и наименовании, а также о времени, месте и обстоятельствах передачи наркотика другим лицам, является неэффективной. Отмечают, что в основном такие уголовные дела возбуждаются из материалов, выделенных из дел об административных правонарушениях об их незаконном потреблении, а также связанных со смертью граждан от передозировки. Полагают, что новые нормы, в случае их принятия, усилят требовательность к правоохранительным органам в части проведения целенаправленной эффективной работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, снизит коррупционные риски и возможность фальсификаций уголовных дел данной категории.
Последствия
В случае принятия данных дополнений в УПК РФ из зоны показателей работы полиции исчезнет статистика количества незаконной продажи наркотических и психотропных веществ неустановленными лицами. Отсутствие статистических показателей, в свою очередь, может повлечь снижению контроля над фактами незаконного сбыта наркотических и психотропных веществ и по раскрываемости данных преступлений и резкому повышению латентности данных преступлений.
Дело оперативного учёта вместо расследования уголовного дела
Разработчики законопроекта утверждают, что выявление фактов незаконной продажи наркотических и психотропных веществ не снизят эффективность работы полиции, так как факт выявления потребления наркотика без назначения врача, в том числе при установлении причины смерти от передозировки или при обнаружении признаков наркотического опьянения у погибших при ДТП, остается основанием для проведения оперативно розыскных мероприятий (пп.1 пункт 2 ч.1 ст.7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), контроль над которым осуществляют органы прокуратуры.
Если подобным образом аргументировать независимость эффективности расследований преступлений, то такой же метод аргументации можно применить ко всем другим работам по раскрытию любых преступлений и также можно обосновать вопросом: зачем возбуждать уголовное дело по незаконному сбыту боеприпаса, достаточно завести дело оперативного учета и будут заниматься раскрытием преступления в рамках дела оперативного учета?
Проверка или ОРМ
Разработчики пишут, что законопроект направлен на обеспечение защиты прав граждан путем усиления их правовой защищенности от необоснованного вовлечения в доследственные проверки.
И при проведении тщательной доследственной проверки, и при проведении качественной законной оперативно-розыскной деятельности без общения с гражданами, без взятия с них объяснений невозможно, поэтому оперативно- розыскную деятельность без вовлечения в нее граждан также невозможно провести. Таким образом, обоснование принятия нормы ч.6 ст.146 УПК РФ тем, что граждане в этом случае не будут вовлечены в проверки, не сходится с реалией.
Разработчики допускают, что принятие ч.6 ст.146 УПК РФ снизит возможность фальсификаций уголовных дел, возбуждаемых по признакам преступлений, предусмотренных статьями 2281 и 2284 УК РФ.
Если брать ту же статистику, что из 25 720 уголовных дел, возбужденных в 2019 году в отношении неустановленных сбытчиков, в суд было направлено только 23 уголовных дела и по 3 делам обвиняемые потом были оправданы, то можно сказать, что процент возбуждаемых уголовных дел по данной категории преступлений мизерный, а потому о массовой фальсификации по уголовным делам данной категории нельзя сказать, хотя, где обвиняемые в последующем были оправданы, можно допустить, что дела или доказательства были сфальсифицированы.
Предварительное выяснение вида, массы и наименование наркотических средств, психотропных веществ, растений никак не связано с действиями по фальсификации, так как при наличии желания фальсификатор их заменит или подбросит «фигуранту» еще до предоставления веществ на экспертизу, а доносчиком этого сообщения будет подручный оперативным работникам какой-нибудь «мелкий» наркоман, который скажет на объяснение или напишет в заявлении то, что нужно фальсификатору и распишется под этим.
Фальсификацию доказательств могло бы лучше предотвратить наличие понятых при проведении осмотров, присутствие которых до 2013 года было обязательным. Благодаря наличию понятых, через проверку их показаний удавалось разоблачить большинство фальсификаций и провокаций со стороны сотрудников полиции, однако в 2013г. законодатель норму, предусматривающую обязательное участие понятых при осмотрах веществ, предметов, документов, исключил из Уголовно-процессуального кодекса РФ, чем облегчил возможность сфальсифицировать доказательства (варианты: из изъятых мешков исчезают важные документы-доказательства, оправдывающие гражданина; заменяются листы с компрометирующими текстами; появляются новые предметы и документы, не изъятые и не описанные в ходе обыска; подменяются вещества и т.д.).
Разработчики будущей нормы ч.6 ст.146 УПК РФ предлагают, что если у органов отсутствует достаточных данных, указывающих на их передачу другим лицам, то нельзя возбуждать уголовные дела, по признакам преступлений, предусмотренных статьями 2281 и 2284 УК РФ. Указывают, что данный подход не противоречит и конкретизирует принципиальное положение ч.2 ст.140 УПК РФ о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления как основания для возбуждения уголовного дела.
Любое преступление является общественно опасным деянием, за совершение которого должно последовать наказание лицу, его совершившему. Со всяким преступлением, независимо от категории, правоохранительные органы должны вести постоянную борьбу и в этом деле не должно быть различного подхода в зависимости от вида преступления.
Часть 2 ст.140 УПК РФ определила, что при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть возбуждено уголовное дело, которое в отличие от дела оперативного учета будет вестись официально, квалифицированными специалистами со всеми возможностями и методами расследования преступлений, включая и оперативно-розыскные мероприятия. В этом плане раскрытие преступления по факту сбыта наркотиков в рамках уголовного дела имеет преимущество перед раскрытием преступления в рамках дела оперативного учёта: 1) будет задействован широкий круг профессионалов; 2) применимы все методы проведения следственных и оперативных мероприятий; 3) учитывая, что оперативное дело ведется в рамках секретного производства, то расследование этого же преступления в рамках уголовного дела дает возможность гражданам без каких-либо преодолений режима секретности документов и деятельности оперативных работников обжаловать «незаконные» действия, «подбросы», «замены» и решения сотрудников полиции прокурору, суд и вышестоящему руководству, чем будет усилен контроль и надзор над законностью со стороны судебных и прокурорских органов и тем самым беспредельщикам тяжелее будет переступать законы, фальсифицировать доказательства, осуществлять подбросы улик, замены вещественных доказательств и проводить провокации; 4) в случае экстренных мер, а их при расследований преступлений, связанных с наркотиками и психотропными веществами, бывает очень часто, почти в каждом случае, то следователь может применить весь арсенал следственных возможностей, тогда как оперативные работники полиции не могут и не имеют права возбуждать уголовные дела, не могут выносить постановление о возбуждении уголовного дела, не могут выносить постановление о проведении обыска в случаях, не терпящих отлагательства, тем самым эффективность раскрытия и разоблачения других соучастников мгновенно теряется.
В ходе следствия при наличии доказательств следователь может переквалифицировать преступление с одной статьи УК РФ на другую часть или статью УК РФ.
Если фальсификатор имеет упорное желание сфальсифицировать доказательство или возбудить уголовное дело в отношении желаемого им гражданина, то такой сотрудник может возбудить уголовное дело и по другим статьям Уголовного кодекса РФ, связанным с наркотиками. Например, вместо уголовного дела по ст.2281 или по ст.2284 УК РФ возбудит уголовное дело по ст.228 УК РФ или по ст.228.3 УК РФ и тогда норма ч.6 ст.146 УПК РФ просто обходится стороной.
Говоря о борьбе в предотвращении возможности фальсификации доказательств по уголовным делам, в том числе связанных с наркотиками, психотропными веществами и их прекурсорами, необходимо вернуть в Уголовно-процессуальный кодекс РФ норму об обязательном участии понятых при осмотрах веществ, предметов и документов.
Подготовил: адвокат по уголовным делам Васильев А.Л.