Защита товарного знака

Статья 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Тем самым, с даты внесения  предприятия в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) его фирменное наименование защищается исключительным правом (ст.1225, ст.1475 ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Часть 3 ст.1474 ГК РФ запрещает использовать юридическим лицом фирменное наименование, тождественное фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Российское законодательство не допускает отчуждение или предоставление другому лицу права использования фирменного наименования. Фирменное наименование является интеллектуальной собственностью юридического лица-правообладателя.

Юридическое лицо, нарушившее правило ч.3 ст.1474 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Таким образом, с момента регистрации в ЕГРЮЛ фирма имеет полное право указывать фирменное наименование на своих упаковках и тарах (маркировка). 

Понятия фирменное наименование и товарный знак отличаются. Фирменное наименование и товарные знаки защищаются отдельно и предусмотрены разные процессы.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или указанное на товаре или упаковке, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания. 
 
Товарный знак удостоверяется Свидетельством на товарный знак. До получения данного документа сначала в соответствии с законодательством (ст.1497 ГК РФ) федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводится экспертиза обозначений, заявленных в качестве товарных знаков,  на дату приоритета, в ходе которой проверяется: 
  • отсутствие товарных знаков других лиц, заявленных на регистрацию в отношении однородных товаров  и услуг и имеющих более ранний приоритет;
  • отсутствие товарных знаков других лиц, охраняемых в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющих более ранний приоритет;
  • отсутствие товарных знаков других лиц, признанных  в установленном законодательством порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками  в отношении однородных товаров.
Также проверяется отсутствие и других оснований,  регламентированных статьей 1483 ГК РФ, для отказа в государственной регистрации заявленных товарных знаков.  В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.

С целью установления охраноспособности обозначения, заявляемого в Российской Федерации на регистрацию в качестве товарного знака,  проводится  экспертиза этого обозначения на наличие или отсутствие сходства или тождества его с охраняемыми в Российской Федерации товарными знаками, в соответствии с утвержденными приказом Роспатента от 31.12.2009г. №197 «Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство».

Как следует из п.6 ст.1483 ГК РФ в качестве противопоставляемых товарных знаков заявляемому обозначению могут быть только зарегистрированные в Российской Федерации товарные знаки.

Зарегистрированный в ВОИС (WIPO) любой международный товарный знак, если он  в Российской Федерации не зарегистрирован, его действие на территорию Российской Федерации не распространяется, он не может быть противопоставляемым заявляемому в Российской Федерации аналогичному товарному знаку. В связи с чем  он не может быть принят во внимание при  установлении приоритета на регистрацию обозначений в качестве товарных знаков. Препятствовать регистрации обозначений в качестве товарных знаков могут лишь зарегистрированные в Российской Федерации товарные знаки других лиц,   имеющих более ранний приоритет.

Международный товарный знак на территории Российской Федерации не может считаться действующим, если данный товарный знак не имеет в Российской Федерации правовой охраны.

Если нет оснований для отказа в регистрации Федеральная служба по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) выносит решение о регистрации  заявленных обозначений  в качестве товарных знаков и производит выдачу Свидетельств на товарные знаки. Все товарные знаки регистрируются в специальном органе - в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

Использование на территории Российской Федерации недействующего на территории Российской Федерации товарного знака может быть приравнена к использованию ложного товарного знака, вводящего потребителя в заблуждение. В соответствии со  статьей 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, работ, услуг и фирма, нарушающая Законом «О защите конкуренции» может быть  обвинена в недобросовестной конкуренции.

Широкое использование не охраняемого любого обозначения до даты приоритета товарного знака не препятствует регистрации товарного знака, поскольку широкое использование обозначения не предоставляет ему правовой охраны.

Наличие Свидетельства на товарный знак не означает, что ваши права не будут нарушены. Защиту данных прав можно осуществить в арбитражном, административном, уголовном порядке. Для надежной защиты важно правильно выбрать тактику и метод защиты. Есть случаи, когда фирма-правообладатель товарного знака теряла его охрану. Теряла охрану и фирма, которая несколько лет законно использовала зарегистрированный товарный знак. Всякий спор вокруг товарного знака требует скрупулезного изучения. В некоторых случаях имеется необходимость проведения маркетингового исследования и лишь после всего этого можно правильно выстроить тактику защиты. Я помогу защитить ваш товарный знак.
 
Вариант уголовного порядка наказания нарушителя охраны товарного знака изложен в статье «Уголовное преследование за незаконное использование товарного знака», про административный вариант - в статье «Если незаконно используют ваш товарный знак», про судебный вариант – «Судебная защита товарного знака» и «Developed in Germany – Сделано в Китае»
  • 6 984

Рекламный блок

Партнеры


+