Если ребенку не дали садик

Рост рождаемости не так сильно зависит от размера пособия, даваемого при рождении второго или третьего ребёнка. В некоторых населенных пунктах работы нет, школу закрыли, детский садик ликвидировали, больницу оставили только в райцентре, регион полностью дотационный. Как в таких условиях семье содержать ребёнка, если даже одному человеку трудно перебиваться? Чтобы были благоприятные условия для рождения ребенка и содержания семьи желательно, чтобы: рядом с домом был детский садик, причем не просто садик, а было место для ребенка в нём; один из родителей имел возможность работать рядом с домом, чтобы отвезти ребенка в садик и на работу самому успеть, а после работы забрать из сада домой и заниматься его воспитанием дома.

Если ребенку не дали садик
Если ребенку не дали садик
Немало жителей страны вынуждены ездить зарабатывать в другие регионы. Если супруги проживают отдельно продолжительное время, то это иногда чревато распадом брака. Как выживать одинокой матери, если она одна останется с ребенком, где нет работы и детского садика? Жить на алименты двоим? Хватит ли их на существование? Идеальным вариантом решения проблемы была бы возможность наличия по месту проживания работы и детского садика. С детским садиком тоже может быть проблема. Его может не быть или в детском садике нет места для ребёнка.

Компенсация за отсутствие места в детском саду
В некоторых регионах семьям, которым не удалось пристроить ребёнка в дошкольное учреждение, выплачивают компенсации. Однако это не везде. На федеральном уровне не закреплены такие компенсации, но региональным властям не запрещено на местном уровне принимать нормы о предоставлении таких выплат.

Ребенку ближайший детский сад
Согласно п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения.

В соответствии со ст.9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Согласно частям 3 и 4 ст.67 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приёме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, указанные нормы устанавливают обязанность муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Конституционный Суд РФ в постановлении №5-П от 15.05.2006г. указал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

На каком расстоянии должен быть детский сад от дома
Согласно п.10.4 Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в жилых застройках радиус обслуживания населения детскими дошкольными учреждениями должен составлять 300-500 метров. Однако данный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). В сельской местности радиусы обслуживания общеобразовательными школами допускается принимать по региональным градостроительным нормативам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

Детский сад по месту регистрации ребенка
12.02.2019г. Верховный суд РФ по делу № 33-КГ18-13 признал незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома. Верховный суд РФ указал, что очередь в детский сад не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании. Оно должно быть доступным не только экономически, но и физически. Обязанность органов местного самоуправления – заранее принимать меры, чтобы всем нашлось место.

Ребенку не дают садик
Непредставление ребёнку такого места свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Добиться места для ребенка в детском саду
В таких случаях родитель может подать в суд иск о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования в непредставлении места несовершеннолетнему в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Шансы на выигрыш велики. Примером тому служит Кассационное определение Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ № 33-КГ18-13 от 12.02.2019г., по которому Верховный суд РФ защитил право ребенка ходить в ближайший детский сад. Иск будет рассматриваться в порядке Главы 19 КАС РФ. В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания бездействия органа местного самоуправления незаконными орган, лицо, совершившие оспоренное бездействие, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании бездействия в суд, гражданину, иному лицу, в отношении которых допущены нарушения, созданы препятствия.

За злостное неисполнение муниципальным служащим, а также служащим муниципального учреждения вступивших в законную силу решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению можно привлечь к уголовной ответственности по ст.315 УК РФ – неисполнение решения суда. Таким образом можно принудить орган местной власти соблюдать законы и право малолетних.

Подготовил: адвокат по уголовным делам Васильев А.Л.
  • 508