Если нет права собственности на недвижимость

С 01 декабря 2015г. вступили в законную силу изменения в Федеральные законы РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» и «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми орган кадастрового учета (Росреестр) обязан информировать уполномоченные органы местного самоуправлениях обо всех объектах недвижимости (сооружения, помещения, земли, объекты незавершенного строительства), на которые в течении 5 лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров не появились сведения о праве собственности.
Дальнейшая процедура в законе не регламентирована, однако алгоритм будущих действий не сложно угадать и эта работа будет проводиться с органами управления на местах. В регионах России много земельных участков, которые в период преобразований сельхозпредприятий были распределены среди работников таких предприятий и жителей соответствующих территориальных единиц. Граждане охотно и бесплатно брали эти участки, надеясь, что на этих землях будут работать и получать выгоду. Оформление выделенных земель фиксировали в решениях и журналах СХПК, ТОО, колхозов и т.д. Сельское хозяйство, кроме районов Краснодарского, Ставропольского и других южных регионов страны, со временем запустело. Продукты, овощи и сельхозпродукцию стали импортировать из-за рубежа. Население в сельских поселениях из-за отсутствия работы сильно убыло. Те, кто остались, многие выезжают на сезонные или вахтовые работы. Сейчас наблюдаем картину, что на этих землях ничего не воспроизводят, поля заросли и никому не нужны, а сельхозпредприятий на этих территориях нет. Но такая картина не везде, есть исключения, где даже построены дома, сооружения, ведется большое хозяйство, но право собственности на эти земли и здания в Росреестре не зарегистрировано, соответственно, налоговые органы не могут начислить налоги на недвижимость, в бюджет не поступают доходы, а хозяин недвижимости уклоняется от налога на недвижимость.

Полагаю, что местные органы самоуправления соответствующим постановлением или иным решением обяжут по поступившим из Росреестра сведениям начать работу с лицами, которым 5 лет назад была предоставлена недвижимость, но право собственности на нее по тем или иным причинам официально не зарегистрировано. Такому лицу придется либо отказаться от этой недвижимости в виду невозможности ее использования или ненужности, либо оформить свои права на нее и начать платить налоги.

Объект недвижимости, который лицо получил 5 лет назад и отказывается оформить права на него, и недвижимость, владелец которого отсутствует (смерть или без вести пропал), органы местного самоуправления через суд легко признают бесхозным и вернут в федеральную или  муниципальную собственность, что в последующем даст возможность их снова пустить в гражданский оборот.

Некоторые авторы полагают, что нововведение затронет интересы двух категорий граждан: наследников -молчунов и владельцев недостроенных объектов.

Однако с этим не соглашусь. Уведомления налоговых органов об уплате налогов направляются на адрес собственника. Если собственник недвижимости умер, а не вступившие официально в наследство исправно платят налог, то заставить их платить налог уже нет необходимости.  В случае спора такие наследники через суд могут вступить в наследство, доказав добросовестное и фактические использование ими наследуемой недвижимостью, что будет также подтверждаться и квитанциями об уплате ими налогов за эту недвижимость, коммунальные услуги и тому прочее. Лишь в случае, если право собственности на недвижимость ранее не была оформлена в Росреестре, а ее получатель умер, то после выше указанных поправок в закон именно наследники-молчуны должны будут определиться оформлять им право собственности или нет.

Сложно будет иметь дело с владельцами недостроенных объектов. Некоторые собственники имеют зарегистрированное право собственности на недостроенный объект. У них в праве собственности так и указывается «объект незавершенного строительства». В некоторых случаях указывается даже степень готовности. Но заставить такого собственника завершить строительство невозможно, ибо это незаконно и каждый вправе сам определять, что ему делать. К тому же, бывает случаи, когда здание начали строить для одних целей, для которых определенные требования для ввода в эксплуатацию, но потом интерес пропал и уже нет необходимости завершить строительство здания под первоначальное назначение. С такой недостроенной недвижимости собственник платит налог. Если поменять назначение недостроенного здания, то бизнесмену необходимо заново переоформить разрешительную документацию как на новостройку, за которые ему придется платить не малые деньги. При отсутствии финансов здание так и будет стоять в том виде, до какой степени его достроили. Нет рычагов воздействия, чтобы заставить собственника достроить здание согласно его первоначальному проекту.

Аналогичная позиция будет и в отношении строящихся жилых домов-долгостроев, если его начали возводить на отведенном для этих целей земельном участке, но из-за отсутствия финансовых средств, здоровья или по иным причинам владелец не может завершить его строительство.

Если нет права собственности на недвижимость, собственнику надо зарегистрировать права на нее в Росреестре. При наличии  зарегистрированного права, такую недвижимость можно отдать в залог, завещать, подарить, застраховать от несчастных случаев, продать и т.д., что облегчит его применение в обороте.
  • 2 271