МЧС может закрыть фирму?

Закрытие фирмы до 90 суток равнозначно краху бизнеса, но и возникновение пожара чревато еще более огромной бедой. Лучше пожар предотвратить, чем его тушить. Беду лучше обойти.

Меры противопожарной безопасности необходимо соблюдать все всегда и везде. Огонь пожирает всё на своем пути, после себя оставляет лишь пепел, разруху и горе, поэтому соблюдению противопожарной безопасности уделяется огромное внимание, начиная от создания целого министерства по чрезвычайным обстоятельствам заканчивая изданием множества законодательных актов и нормативов. Даже маленькое несоблюдение противопожарной безопасности может привести к большому ущербу, огромной беде, невосполнимым потерям, поэтому с  любого гражданина и юридического лица требуют неукоснительного соблюдения противопожарных мер, законодательно предусмотрены строгие наказания за нарушение правил пожарной безопасности. За отступление от норм пожарной безопасности предусмотрены уголовная ответственность по ст.219 УК РФ и административная ответственность по статьям 6.24 - 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 ст.14.43, 14.44-14.46, 20.4 КоАП РФ. 
 
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по ст.20.4 КоАП РФ разграничена на девять градаций и минимальной наказание за его совершение для граждан в денежном выражении составляет 1 500 рублей, максимальное – 5 000 рублей; для юридических лиц штраф составляет от 90 000 до 500 000 рублей. Также в ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность для должностных лиц.
 
19.09.2016г. Правительство РФ в Государственную Думу ФС РФ внесло законопроект, согласно которому предлагается: повысить размер минимального штрафа за данные правонарушения; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, включить в число субъектов данных правонарушений; исключить из этой статьи пункты 3, 4, 5 и 8. 
 
Если сейчас в ч.2 ст.20.4 КоАП РФ не предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, то в предложенном проекте оно предусмотрено. В связи с этим у предпринимателей возникли опасения, что МЧС может закрыть фирму. Закрытие фирмы до 90 суток равнозначно краху бизнеса, но и возникновение пожара чревато еще более огромной бедой. Лучше пожар предотвратить, чем его тушить. Беду лучше обойти. Любой пожар представляет угрозу жизни и здоровью людей. Если пожар вовремя не ликвидировать, его масштабы и жертвы могут быть колоссальными, могут сгореть целые города, районы, области.
 
По предложенному законопроекту для закрытия фирмы  по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ достаточно одного нарушения нормы противопожарной безопасности, совершенного в условиях особого противопожарного режима, тогда как сейчас такое наказание применяется только при повторном его совершении или при причинении тяжкого вреда здоровью человека или смерти человеку.
 
Для приостановления деятельности компании по выдвинутому проекту закона необходимо наличие сразу двух условий: 1) наличие нарушения требований пожарной безопасности 2) действие на данной территории особого противопожарного режима. Для выяснения второго условия применения приостановления деятельности фирмы необходимо прояснить, когда и как вводится особый противопожарный режим. 
 
Согласно ст.30  Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может вводиться решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности, на период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). 
 
Не надо быть адвокатом или иметь юридическое образование, чтобы прочитав эту норму понять, что особый противопожарный режим можно ввести в любое время года на любой территории. С начала весны до конца осени это можно обосновать повышением уровня пожарной опасности в связи с началом выхода на природу на шашлыки, на отдых, летней жарой, засухой, сухой травой, листвой и т.д.. Зимой в холодный период объявление такого режима можно обосновать увеличением использования населением электроприборов и других тепловыделяющих устройств, которые могут стать причиной пожара. Введение особого противопожарного режима можно обосновать и тем, что участились случаи пожаров либо в целях профилактики противопожарной безопасности. Практически муниципалитет может вести особый противопожарный режим на своей подконтрольной территории в любое время при желании сделать это.
 
Предложенное в проекте закона исключение из ст.20.4 КоАП РФ пунктов 3-5 направлено на оптимизацию работы органов государственного пожарного надзора по привлечению нарушителей требований пожарной безопасности к административной ответственности по ст.20.4 КоАП РФ. В случае исключения этих пунктов у инспектора госпожнадзора снизится необходимость напрягать мозги и работы над юридической грамотностью при составлении формулы совершения правонарушения по квалифицирующим признакам, которые предусмотрены в пунктах 3-5 статьи 20.4 КоАП РФ.
 
Согласно ст.23.34 КоАП РФ к компетенции инспекторов госпожнадзора относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 КоАП РФ. Кроме этого, данные должностные лица рассматривают дела по административным правонарушениям, предусмотренными статьями 6.24 - 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 ст.14.43, 14.44-14.46 КоАП РФ. 
 
Может ли МЧС закрыть фирму по новому варианту ст.20.4 КоАП РФ? Юридически данный вопрос звучит не грамотно. Закрыть фирму или прекратить деятельность фирмы, юридического лица (ликвидировать деятельность компании) могут его учредители (участники), орган юридического лица. Юридическое лицо также может быть ликвидировано по решению суда. Данные положения закреплены в ст.61 Гражданского кодекса РФ.
 
Правильным будет, если поставить вопрос: может ли МЧС приостановить деятельность компании по новому проекту ст.20.4 КоАП РФ? Часть 1 ст.3.12 КоАП РФ устанавливает, что  административное приостановление деятельности применяется только в случаях, если это прямо предусмотрено в санкциях статьи КоАП РФ. Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей. Исключение составляет только одно правонарушение, предусмотренное  ч.3 ст.9.1 КоАП РФ - грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и рассмотрение данного правонарушения не относится к компетенции Госпожнадзора (МЧС).
 
Таким образом, за нарушение требований пожарной безопасности МЧС (Госпожнадзор) не имеет право самостоятельно приостановить деятельность компании или бизнесмена. Оно может только выйти в суд с ходатайством о временном приостановлении деятельности лица, нарушившего требования пожарной безопасности, и только суд может принять решение приостановить или не приостановить деятельность юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
 
Подготовил: адвокат Васильев А.Л.
  • 2 496

Рекламный блок

Партнеры