Developed in Germany – Сделано в Китае

Директор крупной компании ООО «РУССКИЙ-МЕТАЛЛ», которая занимается выполнением работ в области строительства и кровельно-фасадных работ, в магазине приобрел заклёпочник двуручный. Свой выбор директор обосновал тем, что хотел купить заклёпочник европейского производителя, полагая, что товары производства западных стран прослужат намного дольше, чем китайские, и будет качественнее и удобнее в пользовании.
Заклёпочник аккуратно и престижно упакован в коробку из глянцевого картона. На коробке на лицевой стороне на белом фоне четко, контрастно и крупно изображены: цветной рисунок самого заклёпочника; товарная марка, состоящая из сочетания английских букв; замысловатый таинственный и торговый знак и внизу под изображением заклёпочника имеется запись «Developed in Germany». Приятно смотреть. Обратная сторона аналогична лицевой, то есть, можно сказать, что обе главные стороны лицевые.

На боковых стенках тары ни одной записи на арабском, китайском, японском языках, лишь слова на английском языке. На упаковке  страна и фирма-производитель не указаны. К инструменту никаких инструкций и паспортов не приложены. Что можно подумать на такую упаковку? Да, товар германский.

Ради удовлетворения интереса решили выяснить, что за фирма выпускает этот заклёпочник, какова ее специализация, на самом ли  деле директор купил немецкий товар.

Согласно ст.1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

С даты внесения  предприятия в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) его фирменное наименование защищается исключительным правом (ст.1225, ст.1475 ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Первым делом решили проверить маркировку, не совпадает ли она с наименованием фирмы-производителя. Проверили по российскому реестру. Фирмы с таким наименованием в России не оказалось. Провели проверку наименования фирмы по Торговому реестру Германии. Там тоже не оказалось, что дало нам прийти к мнению, что мы имеем дело с торговым знаком, который не совпадает с наименованием фирмы-производителя данного товара.

После этого проверили данный товарный знак по реестрам Федеральной службы по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ),  Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Европейскому патентному ведомству (ЕРО), Патентному ведомству Германии (DPMA). Зарегистрированного товарного знака с таким наименованием не оказалось.

В соответствии со ст. 1231 ГК РФ при признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором РФ содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права.

Товарный знак на территории Российской Федерации не может считаться действующим, если он не имеет в Российской Федерации правовой охраны.

Соответственно, исследованное слово, которое мы полагали торговой маркой, не может называться товарным знаком, а является лишь обозначением или, в частности, клеймом, поскольку оно не зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации товарных знаков (ст. 1480 ГК РФ).

В любом случае договор об отчуждении исключительного права на товарный знак или  лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Передача права по любому из указанных договоров может быть осуществлена только на зарегистрированный товарный знак.

Не может быть передано ни в какой-либо  форме (по отчуждению или по лицензии) то, чего не существует. Не действующий на территории Российской Федерации товарный знак не может быть передан по лицензионному договору или по договору отчуждения любому лицу (физическому или юридическому) на территории Российской Федерации.

Таким образом, на заклёпочнике, купленном директором ООО «РУССКИЙ-МЕТАЛЛ», указан не товарный знак и не фирменное наименование.

Однако в данном случае в действиях продавцов заклёпочника нет даже факта использования ложного товарного знака, вводящего потребителя в заблуждение, ибо согласно «Соглашению «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний» от 04.06.1999г., ложный товарный знак – это товарный знак, используемый третьим лицом в нарушение прав владельца товарного знака, или знак, содержащий ложные указания происхождения товара,  а также данные  или такой элемент, который может ввести потребителя в заблуждение.

Наш интерес не был удовлетворён. Мы продолжили выяснять, где же всё-таки был произведён заклёпочник. В том же магазине, где был приобретен заклёпочник, на полке красовались еще пять видов других товаров, на упаковке которых имелись такие же обозначения. На их упаковках также не указывалось наименование фирмы-производителя, адрес. Только в одном товаре внутри обнаружили технический паспорт, из которого следовало, что товар произведен в КНР (Китай) – в стране, где государство разрешает свободный импорт и экспорт товаров и технологий. Стоило ли верить надписи «Developed in Germany»? Но заклёпочник всё же понравился директору ООО «РУССКИЙ-МЕТАЛЛ» и он не стал от него отказываться.
  • 971