Арбитражный суд Московской области



Арбитражные суды наделены особыми функциями в судебной системе и рассматривают особую категорию дел. Арбитражный суд Московской области вершит правосудие в области хозяйственных, экономических отношений и предпринимательства. Суд приступил к работе в 1991 году, до этого времени подведомственные ему вопросы рассматривались Государственным арбитражем Мособлисполкома. Суд начал работу согласно закону «Об арбитражном суде» от 04.07.1991 года, но сегодня действует на основании другого акта: Конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», принятого 28.04.1995 года.

Арбитражные суды РФ


Одним из государственных органов, занимающихся спорными ситуациями практически во всех сферах хоздеятельности, считаются арбитражные суды. Работа данной структуры основывается на строгом соблюдении статьи 127 Конституции РФ, множественных законодательных актов, регламентирующих функционирование системы судопроизводства в РФ. Эта судебная инстанция занимается рассмотрением самых различных дел, связанных с решением спорных экономических вопросов, предпринимательской, и прочей хоздеятельности. В них участвуют организации, являющиеся юридическими лицами, гражданские лица - ИП. Часто в делах, отданных в арбитражные судебные инстанции, участвует РФ, любые ее субъекты, муниципалитеты, госорганы, и другие инстанции.

История


До революции в России коммерческие споры,связанныес оборотами торговли, выполнением обязательств рассматривались коммерческими судебными инстанциями, являвшимися прототипом нынешних арбитражных судебных органов. Они работали до введения новой советской властью в действие в 1917 году циркуляра, имевшего название «Декрет о суде». Его ст. 1 позволила ликвидировать коммерческие судебные инстанции и полностью всю эту систему. В 1918 г. была переиздана статья 15 Декрета под No 2, ею запрещалась подача исковых заявлений при осуществлении разбирательств, возникающих между различными казенными учреждениями. Был установлен административный порядок, позволяющий разрешать споры подобного характера.

Во времена НЭП, а именно при переходе на новую систему хозяйствования, появилась необходимость отказаться от неэффективно действующих и довольно громоздких вариантов админрешения вопросов, связанных с деятельностью различных субъектов хозяйствования. Понятие «спор, выходящий из торговых отношений» было заменено более лаконичной терминологией – «хозяйственные споры», являющиесяпо своему характеру гражданско-правовыми спорами, касающимися спорного имущества «несоподчиненных» субъектов хозяйствования.

Если в споре принимают участие соподчиненные стороны, одна из его сторон относится к органам госвласти (также при гражданско-правовых разбирательствах), спорные моменты, вытекающие из взаимоотношений административного характера, подразумевает его разрешение в соответствующем порядке.

Следовательно, появились основания для организации того, чтобы был организован арбитраж, являющийся действенным способом разрешения споров, связанных с ведением хозяйственной деятельности.

Одним из главных первоочередных шагов стала организация арбитража по ведомственным признакам. Его фактическое cоздание началось в 1922 г. - 3 апреля. АК, функционирование этой инстанции начало осуществляться при ВСНХ. Аналогичные комиссии по арбитражам были организованы также при местных промышленных бюро губсовнархозов.

Создание первого арбитража на госуровне состоялось примерно через 6 месяцев 21.09.1922 г. Он был узаконен Положением, регламентирующим порядок рассмотрения имущественных споров среди госучреждений. Этот документ обозначил конкретный госорган, в ведение данной структуры вошли имущественные споры предприятий и госучреждений. Этим органом выступала Высшая АК. На местном уровне такими делами начали заниматься арбитражные комиссии в каждой из областей и губерний.

Компетенция комиссий по арбитражам


В компетенцию данного органа входили вопросы, касающиеся споров по имуществу между:

  • предприятиями и госучреждениями;

  • госорганизациями уровня не ниже губернского, если стороны спора давали свое согласие.

Вынесению на арбитраж не подлежали споры:

  • одной из сторон, которых был Госбанк, Госстрах при спорных ситуациях, возникших при выполнении данными организациями операций, предусмотренных их статутными обязанностями;

  • по векселям и актам залога, которые были опротестованы;

  • возникшие по договорам, касающимся различных перевозок;

  • основанные на мировых соглашениях;

  • касающиеся налогов и системы налогообложения.


14.03.1923 г. введен в действие Первый процессуальный акт. Но после образования СССР актом высшего уровня, определившим компетенции и основы производства комиссий по арбитражу, стал другой нормативный документ – Положение об АК. Он был утвержден ЦИК 06.05.1924 г.


Деятельность данной системы строилась таким образом: обжаловать решения, принятые местными АК можно было только в высший орган – АК, функционировавшую приСТО Союза ССР. Принятые им решения имел право отменить только Верховный суд общесоюзного уровня. Контроль над арбитражными комиссиями осуществляли определенный наркомат и органы прокуратуры.

29.10.1924 г. были приняты Основы судоустройства Союза ССР, ст. 22 документа регламентировала разрешение имущественных спорных вопросов, между госучреждениями и предприятиями самой различной подчиненности Высшей комиссией по арбитражам приСТО Союза ССР и ВК при совнаркоме и местными арбитражами. Их организация осуществлялась при облисполкомах.

Благодаря согласованной нормативной базе система арбитражных судов входила в подчинение определенных ведомств, появились полноценные нормативные документы, регламентирующие производство дел, упорядочена практическая реализация вынесенных решений. Но ближе к окончанию двадцатых годов была отмечена тенденция по объединению системы арбитражей с общей системой судов. В начале 1929 года, а именно 6 февраля на государственном уровне было вынесено Постановление ВЦИК Союза ССР, по которому определенные виды споров хозяйственного характера должны были перейти на рассмотрение судебным сессиям по хозяйственным делам. Через два года, 04.03.1931 г. в соответствии с Постановлением ЦИКгосарбитражные комиссии упразднили. Целью таких шагов было укрепление единой судебной системы Союза ССР, выхода на новый уровень хозяйственной дисциплины, и ответственности органов хозяйствования за свою деятельность.

В определенном смысле АК были органами госуправления благодаря тому, что они имели довольно серьезные возможности принятыми решениями осуществлять управление практически целыми отраслями плановой экономики. Арбитражные комиссии во время урегулирования споров хозяйственного характера действовали от имени российского государства. Оно практически передало свои полномочия данному судебному органу.

С введением в действие с 20.03.1931 г. Постановления совнаркома под No229 Об изменениях в системе кредитования, улучшения кредитной деятельности и хозрасчета в хозорганах вернулась система арбитражей. Данное постановление устанавливало также, что разрешение всех споров между хозорганами, касающихся договорных отношений, в результате которых наступает материальная ответственность между сторонами, должны рассматривать органы госарбитража.

Как следствие, 03.05.1931 г. было выдано Постановление No5/298 ЦИК об утверждении Положения о госарбитраже. В этом документе было установлено, что такая действенная структура создана с целью разрешения споров, касающихся имущества предприятий и обеспечения дисциплины в планировании, заключении договоров и при проведении хозрасчета. Поэтому необходимость в арбитраже и его функционировании несомненна в виде органа, имеющего достаточно высокий уровень специальной компетенции.

Арбитраж государственного значения был учрежден с целью разрешения:

  • различных спорных вопросов, с участием центрального органа, действующего на территории всего Союза;

  • спорных ситуаций с участием в качестве центральных органов в республиках и автономиях предприятий союзного уровня, автономий и областных уровней. Функционировал при экономических совещаниях на республиканском уровне;

  • прочих споров, нуждающихся в госарбитраже, прикреплялся к советам наркомов автономий.

В Москве, а также и в области функционировала арбитражная комиссия, работа которой велась при Московском областном исполкоме. По существующей документации, хранящейся в архивах Московской области, упразднение арбитража было произведено 10.05.1931 г. В результате появилась новая инстанция, получившая название Госарбитража. Он функционировал при Московском облисполкоме. Все активы и пассивы передали правоприемнику – Госарбитражу.

Решение в Москве хозяйственных споров на протяжении 1931-1935 годов осуществлял областной Госарбитраж. Московские суды с общей юрисдикцией данными вопросами не занимались. Данный факт свидетельствует об отказе власти от общей формы ведения дел хозяйственного направления. При этом возникла необходимость сформировать госарбитраж в виде инстанции, имеющей специальные компетенции.

Около 60 лет после этого вплоть до октября 1991 г. осуществлялось постоянное совершенствование работы Госарбитража,обеспечивающего эффективную работу в различных областях хозяйствования.


В 1977 г. арбитраж признали одним из органов конституционного уровня, его функционирование регламентировалось законом о госарбитраже.


Серьезные изменения арбитражные суды РФ претерпели в девяностые годы. Именно тогда появился Закон об арбитражном суде и другие НПД, регламентирующие работу данного госоргана, выступавшего как арбитр в решении всех вопросов, связанных с хоздеятельностью.

В 2010 году был создан новый орган, названный Судебным департаментом коммерческих арбитражей РФ. Он стал достойной альтернативой другим формам судопроизводства. На территории РФ стали организовываться третейские суды, главными признаками которых стала независимость этого органа от госсистемы судов и органов, осуществляющих самоуправление на местах.

Коммерческие арбитражи (третейские суды) являются органами не государственного судебного сектора, осуществляющими свою деятельность на основании действующего законодательства РФ и рассматривает иски, которые основываются на третейских соглашениях.

01.09.2015 появился новый арбитраж получивший название «Общероссийского третейского суда», который имеет свои правила, регламент и другие документы, регулирующие его правовую деятельность. Его компетенция – все споры по гражданским правовым отношениям в различных сферах деятельности, независимо от того, являются ли участники споров частными или государственными субъектами.